Как составить рабочие программы воспитания по ФОП

Этапы разработки рабочих программ воспитания по ФОП на любую возрастную группу.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования «рабочие программы воспитания раскрывают задачи и направления воспитательной работы, предусматривают приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе».

Давайте разбираться, как составить рабочую программу воспитания на группу детей дошкольного возраста. Необходимо определиться, в каких направлениях должна идти воспитательная работа, какие средства для этого может использовать педагог, и каких результатов в итоге мы должны добиться.
Как составить рабочие программы воспитания по ФОП

Направления воспитания

Патриотическое направление

Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. В младших группах можно планировать знакомство с родным городом (селом), знакомить с объектами социального назначения, рассматривать иллюстрации и фотографии знакомых детям мест. В старших группах дети совместно с родителями уже изготавливают макеты города или улицы, оформляют альбомы и стенгазеты о достопримечательностях города и края, разучивают гимны и знакомятся с символикой государства. Педагог планирует мероприятия, направленные на знакомство детей с выдающимися людьми страны (тематическая неделя «Они прославили Россию»), рассказывает о достижениях России в разных областях, формирует знания о том, что в России мирно проживают разные народы (тематическая неделя «Россия — многонациональная страна»). Воспитатель учит детей действовать с картой, создавать коллажи и макеты локаций, использовать макеты в различных видах деятельности, знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан, с профессиями, связанными со спецификой родного населённого пункта.

Духовно-нравственное направление

Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников, подразумевает формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. Педагог формирует такие ценности, как жизнь, милосердие, добро. В младших группах работа по формированию духовно-нравственных качеств строится на примере поведения взрослого, чтении и обсуждении литературных произведений. Воспитатель обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях. Старшие дошкольники работают с экраном добрых дел, анализируют своё поведение и поступки, обсуждают пословицы и поговорки о добре и милосердии. Воспитатель знакомит детей с волонтёрским движением, ребята самостоятельно определяют, как они могут помочь, позаботиться об окружающих, пожилых людях, природе, животных и т.д., принимают участие в волонтёрских акциях (помощь детям младших групп). В подготовительной к школе группе планируется торжественное посвящение детей в волонтёры (ко Дню добровольца (волонтёра) в России).

Социальное направление

Цель социального направления воспитания — формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. В работе с младшими дошкольниками планируются различные коммуникативные игры, при чтении художественной литературы педагог обращает внимание на проявления, характеризующие настроения, эмоции и чувства героев, комментирует их отношения и поведение, поощряет подражание детей позитивному опыту персонажей художественных произведений и мультипликации (тематическая неделя «Ты и я — друзья!») Старшие дошкольники составляю и презентуют генеалогическое древо семьи, участвуют в совместных с родителями мероприятиях. Дети самостоятельно определяют и оформляют допустимые нормы поведения в группе и детском саду, учатся соблюдать правила этикета. Взрослый рассказывает детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям (тематическая неделя «Дети разных стран — друзья!»).

Познавательное направление

Значимым в рамках познавательного направления является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Малыши изучают свойства различных предметов, узнают о природе родного края и взаимосвязи всего живого. В старших дошкольных группах дети выясняют, как деятельность человека влияет на состояние планеты, создают собственные проекты по защите природы, окружающей среды (тематическая неделя «Берегите планету!» ко Дню Земли). Старшие дошкольники активно экспериментируют, изобретают, знакомятся с научными открытиями российских учёных (тематическая неделя «Неделя науки»).
Как составить рабочие программы воспитания по ФОП

Физическое и оздоровительное направление

Цель физического и оздоровительного воспитания — формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. У малышей воспитатель формирует культурно-гигиенические навыки, привычку к опрятности, рассказывает о том, что может стать причиной болезни. В старшем дошкольном возрасте планируются ряд тематических недель «Тело человека», «Спорт», в рамках которых у детей формируются такие ценности, как жизнь и здоровье. Воспитатель совместно с инструктором по физической культуре организует различные досуги, турпоходы, квесты для детей и их родителей.

Трудовое направление

Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Малыши помогают педагогам в уборке, подготовке к занятиям, дежурят по группе и в уголке природы. Взрослый читает и обсуждает с малышами сказки и стихи о труде, формирует уважение к результатам труда взрослых. В старших группах дети устраивают трудовые десанты, помогают малышам одеваться на прогулку, узнают о различных профессиях, технике и орудиях труда. В сюжетно-ролевых играх закрепляется знания детей о трудовых процессах. Дошкольники узнают о значимости сельского хозяйства для развития страны (тематические недели «Сельскохозяйственные профессии», «Труд людей на полях, огородах и садах»).

Эстетическое направление

Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Малыши с удовольствием рассматривают народные игрушки, водят хороводы и играют в народные подвижные игры (тематическая неделя «Народные игрушки»). Дети старшего возраста рассматривают картины знаменитых художников (тематическая неделя «Осень в творчестве поэтов и художников»), слушают классические музыкальные произведения, рассматривают коллекции дымковских игрушек, расписной хохломской посуды и т.д. Самостоятельно дети пытаются передавать образы родной природы и красоты в различных видах деятельности: рисовании, танцах, песнях, конструировании и т.д. Педагог формирует умение создавать декоративные композиции по мотивам различных узоров, расширяет знания о традициях родного народа (тематическая неделя «Декоративно-прикладное искусство»).

Формы, методы и средства воспитания

Для начала необходимо обратить внимание на возрастные особенности детей и проанализировать возможные формы, методы и приёмы работы.

В младших дошкольных группах помимо бесед, воспитывающих игровых ситуаций можно планировать тематические дни, в рамках которых вся деятельность детей подчинена одной теме, заявленной в рабочей программе воспитания детского сада (тематический день «Бабушки и дедушки» ко Дню пожилого человека, тематический день «Маму я свою люблю» ко Дню матери и т.д.

В старшем дошкольном возрасте целесообразно планировать тематические недели, приуроченные к датам, указанным в ФОП, региональным праздникам и т.д. (тематическая неделя «Театральная весна» к Международному дню театра, тематическая неделя «Военная техника и профессии» и т.д.).

Учитывая возраст детей ФОП рекомендует использовать такие виды и формы совместной деятельности, как:

  • ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
  • социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
  • чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
  • разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки;
  • рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
  • организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок;
  • игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
  • демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).

Более подробно формы и методы воспитательной работы представлены в перспективных планах воспитания на все возрастные группы.

Уклад и традиции группы

Традиции группы позволяют малышам быстрее адаптироваться к детскому саду, наладить контакт со взрослыми и сверстниками, а старшим ребятам планировать свой день, анализировать поступки и налаживать контакты с другими детьми. Традиции зависят от возраста детей. У малышей традиционными могут быть Дни именинника, Пятничные посиделки (совместные игры или ручной труд с родителями в пятницу во второй половине дня), ведение дневника группы (в виде фотоальбомов, стенгазет и прочее). С детьми старшего возраста можно вести дневник добрых дел (экран достижений), работать с пособием «Я выбираю», советоваться с выбором темы недели или проекта. Традиционными могут быть утренний и вечерний круги, поощрение по итогам недели, чтение литературы во второй половине дня и т.д.

Целевые ориентиры

В итоге воспитательной работы дошкольник будет способен различать основные проявления добра и зла, принимать и уважать традиционные ценности, ценности семьи и общества, ребёнок будет правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу.

Более подробно целевые ориентиры представлены в Федеральной программе воспитания, а также рабочих программах воспитания во всех возрастных группах.