Виды рабочих программ по ФОП ДО

Сравнительный анализ рабочих программ образования и воспитания по ФОП ДО и ФГОС

Федеральная образовательная программа позволяет реализовать такую функцию дошкольного уровня образования, как обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста, как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.

При этом процессы обучения и воспитания условно разделены. Отдельным пунктом программы образования выделена Федеральная программа воспитания. Следовательно, возникает необходимость разработки двух документов, отражающих весть процесс образования дошкольников: рабочая программа воспитания и рабочая программа образования (образовательной деятельности). Давайте разбираться, в чём особенности каждой из них.
Виды рабочих программ по ФОП ДО

Структура и содержание программ по ФОП ДО

Целевой раздел

В целевом разделе обеих программ прописаны цели и задачи: в программе образования это — цели и задачи реализации рабочей программы образования, описание принципов построения программы, а в программе воспитания — цели и задачи воспитания, а также направления воспитательной работы.

Итог работы определён в обеих рабочих программах. В программе воспитания представлены целевые ориентиры воспитания детей в раннем возрасте и на этапе завершения освоения программы, в программе образования (обучения) — планируемые результаты освоения программы по возрастам.

Содержательный раздел

В содержательном разделе рабочей программы образования прописаны:

  • содержание образовательной деятельности по образовательным областям;
  • вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы образования детей;
  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.

Содержательный раздел программы воспитания содержит:

  • описание уклада и традиций группы;
  • особенности РППС и воспитывающей среды группы;
  • интеграцию воспитательных задач в образовательные области.

Организационный раздел

Организационный раздел рабочей программы образования содержит сведения о психолого-педагогических условиях реализации рабочей программы, режиме дня, планирование образовательной деятельности (сетка занятий), особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.

В разделе представлены примерное распределение тем в течение года в разных группах с учётом Федеральной программы воспитания, материально-техническое обеспечение образовательного процесса и перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности с детьми.

Программа воспитания в организационном разделе содержит описание форм организации сотрудничества воспитателей и родителей, совместной деятельности воспитателей и детей в образовательных ситуациях. Проектирование воспитательной работы с детьми представляет собой перспективный план воспитания по направлениям, прописанным в ФОП.

Заключение

Проанализировав ФОП ДО можно сделать вывод о том, что выделены два основных направления работы: обучение (образовательная деятельность) и воспитание дошкольников. Рабочая программа образования детей содержит ответы на вопросы: чему и как обучаем (формируем навыки и умения), а программа воспитания — что и как воспитываем.