Особенности образовательной деятельности детей с учётом ФОП ДО
Образовательная деятельность с детьми по ФОП ДО
С внедрением Федеральной образовательной программы дошкольного образования многие педагоги задались вопросом: «Образовательная деятельность с детьми по ФОП ДО, в чём её особенность?».
Мы попытаемся разобраться и ответить на этот вопрос.
К концу дошкольного возраста согласно Федеральной программе:
— ребёнок проявляет любознательность, активно задаёт вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
— ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
— ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования; использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
— ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
А что это значит?
Это значит, что мы должны не только дать определённый набор знаний, но и показать, как можно ими пользоваться. Мы должны научить ребёнка учиться! В этом и есть изюминка ФОП.
Образовательная деятельность по ФОП: особенности совместной деятельности
Для того, чтобы добиться вышеизложенных результатов, авторы Федеральной программы предлагают организовывать образовательную деятельность с детьми следующим образом: как совместную деятельность педагога и детей и как самостоятельную деятельность детей.
Давайте разберём особенности совместной деятельности педагога с детьми.
Вариантов совместной деятельности может быть насколько:
- Совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
- Совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог — равноправные партнёры;
- Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
- Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей.
Особое место в образовательном процессе отводится игре. Она выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, развлекательную и т.д.
В игре закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми.
Учитывая потенциал игры, педагог должен максимально использовать все варианты её применения.
Образовательная деятельность по ФОП: режимные моменты
Образовательная деятельность по ФОП в течение дня предполагает использование различных форм работы в соответствии с задачами воспитания и обучения.
Например, в утренний отрезок времени это могут быть:
- утренний круг,
- рассматривание картин и иллюстраций,
- работа по освоению культурно-гигиенических навыков,
- трудовые поручения,
- здоровьесберегающие мероприятия.
Утром дети включаются в общий режим детского сада, у них создаётся бодрое жизнерадостное настроение.
ФОП рекомендует отвести в режиме дня время для проведения занятий. Занятие может проводиться в форме образовательной ситуации, тематического события, проблемно-обучающей ситуации, игры-путешествия, экскурсии и т.д. При организации занятий воспитатель может использовать разнообразные методы и приёмы, технологии, которые прошли проверку временем.
Введение современных форм работы ни в коем случает не исключает опыт и богатейшие знания воспитателей. Мы можем использовать проверенные приёмы, но и не забывать о современных подходах и технологиях образования, так как современные дети откликаются на нескучное, увлекательное обучение.
При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:
- информационно-рецептивный метод ‒ предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);
- репродуктивный метод ‒ создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- метод проблемного изложения ‒ постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- исследовательский метод ‒ составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
На прогулке продолжается образовательная деятельность. Здесь она может быть представлена:
- наблюдениями за объектами и явлениями природы, направленными на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- подвижными играми и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- экспериментированием с объектами неживой природы; сюжетно-ролевыми и конструктивными играми;
- элементарной трудовой деятельностью детей на участке ДОО.
Во второй половине дня могут быть зрелищные мероприятия и праздники. Педагог организует воспитательные мероприятия, трудовую деятельность, игровую деятельность, опыты и эксперименты, а также чтение художественной литературы и слушание музыкальных произведений.
В качестве культурных практик во второй половине дня могут «работать» школа пешехода, школа финансиста, мастерские, литературные и музыкальные гостиные, это может быть клуб «Давай поиграем», где дошкольники в ходе сюжетно-ролевых игр осваивают нормы общения и поведения.
И так, в ходе совместной деятельности взрослого и детей происходит накопление определённых знаний и формирование навыков и умений, а где они могут их закрепить и применить?
Конечно, в самостоятельной деятельности. И здесь очень многое зависит от взрослого.
Образовательная деятельность по ФОП: самостоятельная деятельность детей
Для организации самостоятельной деятельности детей в группе создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнёров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое). Важно в ходе самостоятельной деятельности поддерживать детскую инициативу.
Воспитатель всячески должен поощрять свободную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Ведь если у ребёнка появится возможность исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, это позволит обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОО как уверенность в себе, чувство защищённости, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребёнок приходит в детский сад и вторая половина дня.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например:
- самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
- свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры; игры – импровизации и музыкальные игры;
- речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
- логические игры, развивающие игры математического содержания;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
- самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
- уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
- организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;
- расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
- поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОО, используя приёмы поддержки, одобрения, похвалы;
- создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
- поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремление к качественному результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приёмы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
- внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приёмов похвалы, одобрения, восхищения.
Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт. У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Образовательная деятельность по ФОП: РППС
Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки письма-схемы, новые таинственные книги и пр. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.
В общем, мы создаём условия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя самостоятельным и уверенным, даём ему больше свободы и возможность выбора, но в тоже время незаметно контролируем и направляем его деятельность. С таким подходом воспитанники научатся применять свои знания и умения на практике и будут получать радость от самостоятельных открытий, а воспитатель сможет решить задачи образования, поставленные Федеральной образовательной программой Дошкольного образования.